Кадровый рынок по отраслям
Образование
Вакансии. Партнеры
Профессия водитель. Риски трудоустройства
Дата: 20.10.2015 г.
По информации Федеральной службы по труду и занятости в целом по России
на лето 2015 года вакансия «водитель», в том числе «курьер-водитель» и «водитель
такси» оказалась в списке наиболее востребованных, уступая по востребованности только строительным специальностям.
Тем не менее, это не делает профессию водителя перспективной, поскольку значительная часть вакансий сопряжена с такими рисками, как задержки зарплаты и невыплаты по увольнению. Это связано с тем, что многие транспортные компании практикуют «серые» схемы оплаты труда, когда официальная часть зарплаты составляет небольшую часть от зарплаты, реально выдаваемой на руки.
По данным исследования кадровой службы «Rabota.ru», в России на конец 2014 года, по «серым» схемам трудоустраивались до 59 процентов работников. И процент «серых» схем резко вырос за последнее время – так, на конец 2013 года их доля составляла только 35 процентов. Транспорт входит в тройку отраслей-лидеров (наряду со сферами торговли и сельхозпроизводства) по применению «серых» схем.
За период 2008-2015 годов доля таких схем возросла примерно в 3,6 раза. Эта ситуация способствует произволу отдельных нанимателей по отношению к работникам – не только водителям, но и другим работникам транспортно-логистической отрасли - менеджерам и специалистам-логистам. Произвол может выражаться в необоснованных штрафах, задержке выплат заработной платы, невыплате по увольнению.
Причем по документам наниматель оказывается прав - если водитель поступает на работу с окладом в четверть ставки (1500 рублей), а зарплата "на руки" составляет 35000, то наниматель при желании может задержать зарплату на 2 месяца, потом уволить работника и выплатить ему в итоге 3000 рублей.
Особенно распространились такие схемы среди компаний, занимающихся ближними перевозками - среди служб такси и служб курьерской доставки. Текучесть кадров в таких компаниях может составлять 500 процентов в год - то есть каждые два-три месяца в компании происходит полная смена персонала водителей. Водители приходят, работают - уходят ни с чем - приходят, работают - уходят ни с чем. Такие компании живут за счет текучки и правовой беззащитности работников. Фактически компания живёт на деньги клиентов, при этом не отдавая водителям их процента от выполнения заказа. Такие компании живут по принципу «лохи не мамонты - не вымрут».
Почему возникла такая ситуация?
На этот вопрос можно ответить, рассмотрев общие вектора, по которым движется транспортная отрасль.
По итогам на конец 2014 года рентабельность транспортных компаний составила 8-10 процентов, в то время как в 2010 году рентабельность составляла 14-17 процентов. То есть доходы компаний упали.
В связи с экономическими сложностями ожидается, что 2015 год покажет 15-20-процентный спад по сравнению с 2014 годом. В связи с этим предполагается рост банкротств транспортных предприятий - в период ближайших лет их число может сократиться на треть. И улучшения ситуации не приходится ожидать вплоть до 2020 года. Такие переспективы обрисованы на заседании Комитета по логистике Торгово-Промышленной Палаты РФ еще в феврале 2015 года.
Это объясняет причину того, почему значительное число транспортных компаний обратились к «серым» схемам - они просто пытяются выжить, и сокращают свои расходы засчет работников путем задержек и невыплат по увольнению.
Что можно подсказать простым водителям, которые ищут работу?
Можно посоветовать перед трудоустройством поинтересоваться отзывами на данную компанию в «черных списках» работодателей. Эту информацию можно найти в интернет. Лучше обезопасить себя от «черного нанимателя» заранее.
А.Фокин.
Тем не менее, это не делает профессию водителя перспективной, поскольку значительная часть вакансий сопряжена с такими рисками, как задержки зарплаты и невыплаты по увольнению. Это связано с тем, что многие транспортные компании практикуют «серые» схемы оплаты труда, когда официальная часть зарплаты составляет небольшую часть от зарплаты, реально выдаваемой на руки.
По данным исследования кадровой службы «Rabota.ru», в России на конец 2014 года, по «серым» схемам трудоустраивались до 59 процентов работников. И процент «серых» схем резко вырос за последнее время – так, на конец 2013 года их доля составляла только 35 процентов. Транспорт входит в тройку отраслей-лидеров (наряду со сферами торговли и сельхозпроизводства) по применению «серых» схем.
За период 2008-2015 годов доля таких схем возросла примерно в 3,6 раза. Эта ситуация способствует произволу отдельных нанимателей по отношению к работникам – не только водителям, но и другим работникам транспортно-логистической отрасли - менеджерам и специалистам-логистам. Произвол может выражаться в необоснованных штрафах, задержке выплат заработной платы, невыплате по увольнению.
Причем по документам наниматель оказывается прав - если водитель поступает на работу с окладом в четверть ставки (1500 рублей), а зарплата "на руки" составляет 35000, то наниматель при желании может задержать зарплату на 2 месяца, потом уволить работника и выплатить ему в итоге 3000 рублей.
Особенно распространились такие схемы среди компаний, занимающихся ближними перевозками - среди служб такси и служб курьерской доставки. Текучесть кадров в таких компаниях может составлять 500 процентов в год - то есть каждые два-три месяца в компании происходит полная смена персонала водителей. Водители приходят, работают - уходят ни с чем - приходят, работают - уходят ни с чем. Такие компании живут за счет текучки и правовой беззащитности работников. Фактически компания живёт на деньги клиентов, при этом не отдавая водителям их процента от выполнения заказа. Такие компании живут по принципу «лохи не мамонты - не вымрут».
Почему возникла такая ситуация?
На этот вопрос можно ответить, рассмотрев общие вектора, по которым движется транспортная отрасль.
По итогам на конец 2014 года рентабельность транспортных компаний составила 8-10 процентов, в то время как в 2010 году рентабельность составляла 14-17 процентов. То есть доходы компаний упали.
В связи с экономическими сложностями ожидается, что 2015 год покажет 15-20-процентный спад по сравнению с 2014 годом. В связи с этим предполагается рост банкротств транспортных предприятий - в период ближайших лет их число может сократиться на треть. И улучшения ситуации не приходится ожидать вплоть до 2020 года. Такие переспективы обрисованы на заседании Комитета по логистике Торгово-Промышленной Палаты РФ еще в феврале 2015 года.
Это объясняет причину того, почему значительное число транспортных компаний обратились к «серым» схемам - они просто пытяются выжить, и сокращают свои расходы засчет работников путем задержек и невыплат по увольнению.
Что можно подсказать простым водителям, которые ищут работу?
Можно посоветовать перед трудоустройством поинтересоваться отзывами на данную компанию в «черных списках» работодателей. Эту информацию можно найти в интернет. Лучше обезопасить себя от «черного нанимателя» заранее.
А.Фокин.
Обзоры рынка труда
Notice: Trying to get property of non-object in /home/host1833704/vomv.ru/htdocs/www/modules/mod_catcontent.php on line 123
Notice: Trying to get property of non-object in /home/host1833704/vomv.ru/htdocs/www/modules/mod_catcontent.php on line 133
Обзоры образования
Notice: Trying to get property of non-object in /home/host1833704/vomv.ru/htdocs/www/modules/mod_catcontent.php on line 123
Notice: Trying to get property of non-object in /home/host1833704/vomv.ru/htdocs/www/modules/mod_catcontent.php on line 133