Профессия водитель. Риски трудоустройства

Дата: 20.10.2015 г.
man.jpgПо информации Федеральной службы по труду и занятости в целом по России на лето 2015 года вакансия «водитель», в том числе «курьер-водитель» и «водитель такси» оказалась в списке наиболее востребованных, уступая по востребованности только строительным специальностям.

Тем не менее, это не делает профессию водителя перспективной, поскольку значительная часть вакансий сопряжена с такими рисками, как задержки зарплаты и невыплаты по увольнению. Это связано с тем, что многие транспортные компании практикуют «серые» схемы оплаты труда, когда официальная часть зарплаты составляет  небольшую часть от зарплаты, реально выдаваемой на руки.

По данным исследования кадровой службы «Rabota.ru», в России на конец 2014 года, по «серым» схемам трудоустраивались до 59 процентов работников. И процент «серых» схем резко вырос за последнее время – так, на конец 2013 года их доля составляла только 35 процентов. Транспорт входит в тройку отраслей-лидеров (наряду со сферами торговли и сельхозпроизводства) по применению «серых» схем.

За период 2008-2015 годов доля таких схем возросла примерно в 3,6 раза. Эта ситуация способствует произволу отдельных нанимателей по отношению к работникам – не только водителям, но и другим работникам транспортно-логистической отрасли - менеджерам и специалистам-логистам. Произвол может выражаться в необоснованных штрафах, задержке выплат заработной платы, невыплате по увольнению.

Причем по документам наниматель оказывается прав - если водитель поступает на работу с окладом в четверть ставки (1500 рублей), а зарплата "на руки" составляет 35000, то наниматель при желании может задержать зарплату на 2 месяца, потом уволить работника и выплатить ему в итоге 3000 рублей.

taxi.jpgОсобенно распространились такие схемы среди компаний, занимающихся ближними перевозками - среди служб такси и служб курьерской доставки. Текучесть кадров в таких компаниях может составлять 500 процентов в год - то есть каждые два-три месяца в компании происходит полная смена персонала водителей. Водители приходят, работают - уходят ни с чем - приходят, работают - уходят ни с чем. Такие компании живут за счет текучки и правовой беззащитности работников. Фактически компания живёт на деньги клиентов, при этом не отдавая водителям их процента от выполнения заказа. Такие компании живут по принципу «лохи не мамонты - не вымрут».

Почему возникла такая ситуация?

На этот вопрос можно ответить, рассмотрев общие вектора, по которым движется транспортная отрасль.

logistika.jpgПо итогам на конец 2014 года рентабельность транспортных компаний составила 8-10 процентов, в то время как в 2010 году рентабельность составляла 14-17 процентов. То есть доходы компаний упали.

В связи с экономическими сложностями ожидается, что 2015 год покажет 15-20-процентный спад по сравнению с 2014 годом. В связи с этим предполагается рост банкротств транспортных предприятий - в период ближайших лет их число может сократиться на треть. И улучшения ситуации не приходится ожидать вплоть до 2020 года. Такие переспективы обрисованы на заседании Комитета по логистике Торгово-Промышленной Палаты РФ еще в феврале 2015 года.

Это объясняет причину того, почему значительное число транспортных компаний обратились к «серым» схемам - они просто пытяются выжить, и сокращают свои расходы засчет работников путем задержек и невыплат по увольнению.

Что можно подсказать простым водителям, которые ищут работу?

Можно посоветовать перед трудоустройством поинтересоваться отзывами на данную компанию в «черных списках» работодателей. Эту информацию можно найти в интернет. Лучше обезопасить себя от «черного нанимателя» заранее.

А.Фокин.



Анонсы

ребусы, загадки, головоломки

 

Обзоры рынка труда

Риски трудоустройства для иногороднихНа рынке труда для приезжих существуют схемы...

 
Железнодорожные кадрыНа сегодня железнодорожный сегмент испытывает значительный дефицит...

 
Экономия на рабочих в строительствеКто строит? Студенты, таджики, не пойми кто....

 
Кадры в медицинеСтудентам, связывающим своё будущее с медициной, а...

 
Здоровье населенияПрограммы здоровья должны быть поддержаны широкой разъяснительной,...

 

Обзоры образования

Смотри, какие интересные штуки летаютПоскольку я сам много лет занимаюсь данной...

 
Факторы самообразованияНа востоке говорят: Прежде чем начать учиться,...

 
СамообразованиеСамообразование необходимость, к которой ситуация в нынешнем...

 
Ура! Еда!Государство сегодня никак не участвует в образовании...

 
Наверное, это такие зелёные конфетыВ развитии комбинаторных способностей мозга у детей...