Метапредметный подход в образовании

Дата: 25.10.2015 г.
Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности. Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки. Наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты... (цит. Игорь Чаусов, преподаватель метапредмета «Знание» в СШ №1314 г. Москвы, опубликовано: «Учительская газета» http://www.ug.ru/article/64").

metazadacha.jpgСуть и цели метапредметного подхода в образовании можно выразить следующим образом: «научить ребёнка/школьника/студента мыслить системно-целостно, видеть взаимосвязи, понимать тенденции, создавать планы, находить корни проблемы и разрабатывать способы её решения.»
Отечественные разработки последнего времени в этом направлении сделаны исследователями Громыко Ю.В. и Хуторским А.В.

Такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Смысл», «Задача», «Проблема», «Ситуация» позволяют научить ребёнка/школьника/студента эффективно действовать в любой прикладной области.

Метапредмет «Знание» обучает умению систематизировать информацию, переводить информацию на уровень понимания для практического использования, определять недостающую информацию и находить источники для ее получения.

Метапредмет «Знак» дает ученику умение формализовать, схематизировать, систематизировать информацию для лучшего понимания, как собственного, так и другими людьми. Обучает грамотно и понятно отображать собственное понимание для передачи ключевых моментов этого понимания другим людям.

Метапредмет «Смысл» подталкивает ученика к пониманию смысла того или иного действия или события, создает у ученика при столкновении с проблемой выяснять вопросы «Зачем?», «Для чего?», «Кому выгодно?», «С какой целью?». Это позволяет ученику видеть взаимосвязи между действиями и событиями, отсекать неэффективные (бессмысленные) действия.

Метапредмет «Задача» обучает ученика умению находить способы решения задач вне зависимости от ее специфики, знакомит ученика с различными алгоритмами и подходами для решения задач и обучает способности конструировать собственные алгоритмы решения задач.

Метапредмет «Проблема» формирует у ученика самоопределение по отношению к неоднозначным нерешенным проблемам в том числе мировоззренческого характера, формирует способность рассмотрения проблемы с разных позиций, оценить разнополюсные взгляды на решение проблемы и увидеть их достоинсва и недостатки. Суть метапредмета в том, чтобы определить, чего не хватает для разрешения тупиковой, конфликтной, проблемной ситуации. При успешном определении недостающей составляющей для решения проблемной ситуации может быть поставлена чёткая задача, которую можно разрабатывать - этим уже занимается метапредмет «Задача».

Метапредмет «Ситуация» даёт ученику понимание того, из чего складывается ситуация, как комплекс обстоятельств и действующих сил. У большинства людей присутствует понимание ситуации в режиме относительной стабильности и малоизменчивости. Однако, при резких изменениях ситуации меняется целый набор обстоятельств и большая часть людей теряет понимание, начинает действовать импульсивно и неосознанно. Понимание того, из чего складывается ситуация и способность определить действующие силы помогает ученику эффективно действовать в резко меняющихся условиях.

Продолжение на след. странице...





Click on the slide!

Востребованные профессии на транспорте, в логистике и сервисе

Click on the slide!

Тенденции образования. Формирование специалистов востребованных профессий

Click on the slide!

Ситуация на строительном рынке. Востребованные профессии и риски

Click on the slide!

Промышленность. Востребованные специалисты в производстве и добывающем комплексе

Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

Анонсы

ребусы, загадки, головоломки

 

Обзоры рынка труда

Экономия на рабочих в строительствеКто строит? Студенты, таджики, не пойми кто....

 
Кадры энергетикиПоследние несколько лет в энергетической отрасли происходит...

 
Встребованные специальности в ОПКВ рамках мониторинга, проводимого Минобрнауки совместно с...

 
Риски трудоустройства для иногороднихНа рынке труда для приезжих существуют схемы...

 
Востребованность строительных специальностейПо информации Федеральной службы по труду и...

 

Обзоры образования

СамообразованиеСамообразование необходимость, к которой ситуация в нынешнем...

 
Наверное, это такие зелёные конфетыВ развитии комбинаторных способностей мозга у детей...

 
Креативные кадрыЕсли мы спросим у случайного прохожего –...

 
Факторы самообразованияНа востоке говорят: Прежде чем начать учиться,...

 
Управленческие кадрыНеобходимо сформировать целый класс муниципальных менеджеров, которые...